Лев Толстой

110 лет назад, 8 октября 1906 года, великий русский писатель Лев Толстой отказался от Нобелевской премии. Узнав о том, что Российская академия наук выдвинула его кандидатом на Нобелевскую премию по литературе за 1906 год, Лев Толстой направил письмо финскому писателю и переводчику Арвиду Ярнефельту.

В нем Толстой просил своего знакомого через шведских коллег «постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии», ибо, «если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться». Этим русский писатель очень удивил Ярнефельта, как, собственно, и многих других граждан разных стран и народов. Подобного ещё не бывало. Молодая в то время Нобелевская премия (учреждена была согласно завещанию Альфреда Нобеля в 1897 г., литераторам впервые вручалась с 1901 г.) считалась престижной. Её денежный эквивалент составлял тогда 150 млн. шведских крон.

Ярнефельт выполнил это деликатное поручение, и премия была присуждена итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи, имя которого сегодня известно разве что итальянским литературоведам.

Толстому в то время исполнилось уже 78 лет. Он мог войти в историю нобелевской премии, как один из её старейших лауреатов. Толстой был доволен тем, что премия ему не присуждена. «Во-первых, – писал он, – это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мною глубоко уважаемых».

Интересно, что автор «Войны и мира» создал прецедент. Появилось даже такое понятие, как «отказники Нобелевки». Среди них был советский поэт и прозаик Борис Пастернак, который от «Нобеля» отказался в 1958 г. Правда, вынужденно, под давлением Кремля. До сих неясно то, что больше всего не понравилось руководителям СССР тех лет — сам его выдвинутый на премию роман «Доктор Живаго» или тот факт, что роман был опубликован «на капиталистическом Западе».

По политическим причинам отказался в 1939 году от награды немецкий микробиолог Герхард Домагк. Из-за Адольфа Гитлера. Тот был разгневан на Нобелевский комитет за то, что в 1936 году присудил премию мира немецкому пацифисту Карлу фон Осецкому, публично осуждавшему Гитлера и нацизм. В 1937 году фюрер издал указ, запрещающий немецким гражданам принимать Нобелевскую премию. В результате химики Рихард Кун, Адольф Бутенандт и физиолог Герхард Домагк, ставшие нобелевскими лауреатами в 1938 и 1939 годах, не смогли присутствовать на награждении. Медали ученым были вручены после окончания Второй мировой войны. Интересно, что в Швеции, в Нобелевском комитете в 1939 году были люди, которые активно выдвигали на очередную премию мира самого Адольфа Гитлера. Гитлер тогда на Западе был одной из самых популярных фигур (если не самой популярной).

В 1964 году от премии отказался известный французский философ, романист и драматург Жан Поль Сартр. Только в отличие Льва Толстого, он не стал деликатничать, а громко заявил, почему отказался от премии. Основной причиной Сартр назвал свою независимость, не хотел, мол, ставить её под сомнение. Кроме того, француз был не согласен с выбором Нобелевского комитета. Он писал: «…В нынешней обстановке… премия на деле представляет собой награду, предназначенную для писателей Запада или «мятежников» с Востока. Не был награждён Неруда, один из величайших поэтов Южной Америки. Никогда серьёзно не обсуждалась кандидатура Арагона. Вызывает сожаление тот факт, что Нобелевская премия была присуждена Пастернаку, а не Шолохову и что единственным советским произведением, получившим премию, была книга, изданная за границей и запрещённая в родной стране. Равновесие можно было бы восстановить аналогичным жестом, но с противоположным смыслом».

Сартр был прав. Премия стала инструментом информационной войны Запада против СССР, и других политических противников западного мира (в частности, Китая). 1970 году Нобелевской премии по литературе был удостоен Александр Солженицын «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Автор «Архипелага ГУЛАГ» был настоящим представителем «пятой колонны» запустив миф о «десятках миллионов узников сталинских концлагерей». Не зря он получил большую поддержку на Западе, после высылки из СССР, а затем в «новой, «демократической» России, после 1991 года.

К сожалению, в настоящее время продолжается «демократизация» русского культурного пространства и образования. Так, президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая заявила, что из школьной программы нужно исключить роман Льва Толстого «Война и мир», а также «некоторые произведения» Федора Достоевского. Об этом она рассказала в интервью агентству «Москва»: «Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы «Войну и мир» Льва Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать».

Очевидно, что всё время от либеральных «реформ» 1990-х годов до «вставания с колен» 2000-х годов, в образовании идёт настоящая катастрофа. Русское классическое образование является главным барьером на пути окончательного создания в России полуфеодального, сословного общества с разделением на «избранных» и богатых («новых дворян») и бедных и «неудачников». На пути архаизации, когда «Войну и мир» и другие произведения классиков, которые отрицают буржуазную и мещанскую психологию, борются за социальную справедливость, учат критически мыслить, хотят заменить на Библию, Коран и или Тору.

Так, можно вспомнить, что русский писатель Лев Николаевич Толстой, выдающаяся личность мировой величины, в конце своей жизни был отлучён от русской православной церкви и предан анафеме её высшей иерархией. За то, что поднимал неудобные вопросы для церковных иерархов.

По сути, русских хотят загнать в архаику, чтобы навсегда узаконить социальное неравенство – материальное, культурное и образовательное. Когда в средних школах постепенно сокращают часы по математике, русскому языку и литературе, истории, физике и химии. И тут же вводят с младших классов английский язык, чтобы будущие рабы-потребители знали язык «хозяев». Увеличивают «национальный компонент», закладывая «мину» под РФ. Не мытьем, так катаньем пропихивают в школы «Закон Божий». Ведь только так можно оправдать социальную несправедливость и неравенство (сославшись на его божественную природу). Понятно, что рано или поздно такой порядок приведёт к катастрофе, по примеру 1917 года. Однако «реформаторы» этого не понимают или верят, что на их век хватит.

Самсонов Александр
topwar.ru

Добавить комментарий