Египетская пирамида

Голову гигантской статуи фараона Рамзеса II весом более трех тонн нашел житель верхнеегипетского города Азмима. По оценкам специалистов, высота статуи должна составить более 11 м. Они уже приступили к поискам других ее частей.

В районе Азмима расположен один из наиболее значительных некрополей времен правления фараонов. Особое внимание его исследованиям уделяет Высший совет по делам древностей Египта. На восстановление комплекса уже выделено более 2 млн. долларов США.

Несколько лет назад в районе Азмима была найдена хорошо сохранившаяся статуя принцессы Мерит – дочери Рамзеса II.

Другая сенсация поджидала археологов в провинции Шаркия, где местный житель нашел рельеф с изображением Птолемея III.

Эпоха Рамсеса II, по праву вошедшая в историю древнеегипетской цивилизации, как одна из самых ярких, была отмечена глубокими изменениями в египетском обществе и его духовной жизни. Возможно, самый яркий аспект царствования Рамсеса II – возвеличивание им самим своей власти. Традиционный образ египетского фараона, вечного владыки Египта и земель сопредельных, воплощения Хора на земле, поддерживающего вселенскую гармонию Маат, достиг при нем высшей точки своего обожествления. Свидетельств тому не счесть: многие сотни колоссов, обломок одного из которых найден сейчас, титулов и сакральных формул, подчеркивающих божественность обладателя престола Хора на миллионы лет.

Несомненно, своеобразной моделью для Рамсеса II послужило царствование Аменхотепа III и, в какой-то мере, амарнский кризис; несмотря на официальную реставрацию, которая последовала за крахом Эхнатона, то немногое положительное, что было создано в Ахетатоне, традиционная египетская культура приняла и ассимилировала.

Именно этому процессу удивительного сочетания традиционных форм искусства времени XVIII династии и амарнской экзальтации условности и, одновременно, реализма, мы обязаны появлением таких шедевров искусства эпохи Рамсесов, как росписи гробницы Нефертари или статуя Рамсеса II из собрания египетского музея в Турине. Очевидно, к этому же ряду можно отнести найденный артефакт.

Нет более несправедливого утверждения как то, что при Рамсесе II начался упадок духовной культуры и искусства, писал еще в начале XX века Гастон Масперо и был воистину прав, ибо те художники, которые создали комплексы Абу-Симбела, рельефы Абидоса и, наконец, бюст принцессы Меритамон, были достойными преемниками своих предшественников – Тутмоса, создавшего портреты Нефертити, Инени, строившего храм Амона в Карнаке, Хемиуна, воздвигшего комплекс Хуфу в Гизе, многих и многих других, чьи имена стерли тысячелетия.

Статуя Птоломея III относится к более позднему периоду истории Египта, владычеству македонской династии, господству эллинизма в искусстве и упадку традиционного древнеегипетского стиля. Однако и эта находка, как и гораздо более интересная находка головы статуи Рамсеса II, и другие, происходящие время от времени, говорят о том, что эта древняя земля хранит множество археологических тайн, и даже регулярное ограбление Египта, более ста лет практиковавшееся европейскими странами, не уменьшило количество еще скрытых шедевров.

Елена Киселева. «ПРАВДА.Ру». 04.07.2002

Добавить комментарий