Гармоника. Харп. Саксофон Миссисипи

Как-то так вышло, что последнее время стал среди прочего звучания, выделять губную гармошку. Ее звуки и раньше были приятны моему слуху, но вот со временем этот инструмент стал волновать еще больше и чаще обращать на себя внимание среди других традиционных роковых и блюзовых.

В конечном итоге, однажды приобрел недорогой HOHNER и, без малейших претензий на лавры виртуоза, иногда извлекаю из него звуки. Интерес не пропал. В актив пошли уже первые, вполне успешные, импровизации на публике (не сольные, конечно, а поддержка гитарного исполнения), на прошлой неделе посетил выступление парня, который играет весьма и весьма прилично на губной гармошке. Безусловно, когда что-то увлекает, то начинаешь интересоваться и историей, и теорией, и прочим.

Вот нашел интересную статью Константина Колесниченко и решил выложить в блог, дабы почитать самому и предложить ознакомиться другим.

Блюзовая гармоника. Ключевые фигуры

История гармоники

Своей теперешней конструкции губная гармоника обязана Европе, происхождению – Азии, а популяризации, в большей степени, Америке. Духовой орган попал в Европу из Китая в середине 18 века. Претерпев существенные изменения, к которым приложили руку немецкие мастера Бушман, Рихтер и Хонер, губная гармоника приобрела современный вид уже приблизительно к 30 годам 19 века. Спустя совсем небольшой промежуток времени было налажено ее массовое производство немецкой фирмой “Хонер”. В 1862 году первая партия губных гармоник попала в Северную Америку – это и стало одним из самых определяющих событий в дальнейшей судьбе инструмента.

В настоящее время существует огромное количество конструкций, настроек и фирм-производителей гармоник. Основополагающими типами этого инструмента являются диатоническая и хроматическая гармоники. Диатоника (распространенное название среди музыкантов) – это небольшой инструмент, имеющий диатонический строй (аналогия: белые клавиши фортепиано). Для получения хроматических нот (черные клавиши фортепиано) музыканты используют специальные приемы, называемые бендами и овербендами. Диатоническая гармоника, в большинстве случаев, использует настройку, предложенную в 1826 году немецким мастером Рихтером. Диатоника популярна в блюзе, кантри и рок-музыке. Хроматическая гармоника в техническом плане гораздо более совершенный инструмент, в котором для получения полутонов используется слайдер – специальная кнопка, позволяющая повышать (понижать) высоту ноты. Первая модель хроматики датируется 1920 годом. Наибольшее распространение этот инструмент получил в джазе и классической музыке, но блюзовые музыканты также не гнушаются использованием более сочного и аккордеонного звучания хроматической губной гармоники.

Харп – блюзовый инструмент

В американской музыке нет жанра, в котором не было бы слышно хорошо знакомого каждому звука губной гармоники: блюз, джаз, кантри, рок-н-ролл, фолк, даже в классической музыке найдется место для этого инструмента. Но, пожалуй, наибольшую популярность гармоника получила в блюзовой музыке, в которой этот инструмент стал таким же важным, как и гитара. Блюзмены придумали множество прозвищ этому небольшому инструменту, но самыми популярными стали: харп (harp) или саксофон Миссисипи (Mississippi saxophone).

Развитие гармоники как блюзового инструмента проходило так же стремительно, как и гитары и всего жанра в целом. Развивался ли блюз в Новом Орлеане, был ли это блюз Дельты или более мягкий Пьедмонтский, гармоника следовала за ним по пятам. Блюз перебрался в Чикаго, музыка стала электрической, сразу же появились и первые музыканты, играющие на гармонике с микрофоном. В моду вошел рок – и вот харп тут, как тут; свинг – опять та же история. Это незаменимый инструмент практически в любом ансамбле. Но начнем по порядку.

Дешевый, изготовленный на заводе инструмент не мог не привлечь внимание по-настоящему бедного черного населения Америки. Саксофон, труба или любой другой духовой инструмент стоил дорого. Часто музыканты мастерили всевозможные свирели, флейты и дудочки. В большинстве случаев, качество этих инструментов оставляло желать лучшего, равно как и его выразительные возможности, потому гармоника представлялась замечательной альтернативой. На ней можно было аккомпанировать гитаре, пению, а также…. имитировать множество окружающих звуков. Так, ранние записи игры на “саксофоне Миссисипи” – это еще не настоящее солирование, а скорее приукрашивание музыки необычными звуками. Известно, что при определенной сноровке гармоника может сымитировать голос младенца: “Mama”, стук колес поезда по рельсам, звук скрипки и многое другое.

Первая запись губной гармоники принадлежит Daddy Stovepipe и была сделана в 1924 году. В то время в моде были певицы блюза, всевозможные джаг бэнды, харп нашел себе место и тут: Noah Lewis (играл на 2-х гармониках одновременно – носом и ртом!), Jaybird Coleman, Will Shade, Jed Davenport, Hammie Nixon были первыми виртуозами губной гармоники. Именно эти музыканты дали возможность заявить о гармонике, как о полноправном инструменте ансамбля. Некоторые из первых блюзовых хапреров были настолько хороши, что стали популярны и у белой аудитории тех лет. Например, DeFord Bailey в 1925 году начал записываться и играть для знаменитой радиостанции Нешвилла “Grand Ole Opry”, специализировавшейся на кантри. Большинство этих самородков подарил блюзу Мемфис – родина огромного количества блюзменов во все времена.

Продолжение следует…

Добавить комментарий