Витраж

Витраж – орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, люстре или в виде самостоятельного панно) рассчитанная на сквозное освещение из стекла, пропускающего свет, в обрамлении из свинца, меди или латуни.
Витраж относят к монументальному искусству.

Термин “витраж” происходит от французского слова “vitrage”» — стекло.
Ценность стекла в различные времена сильно отличалась и во многом зависела от того, как использовалось стекло в ту или иную эпоху. Во времена шумерской культуры стеклянный камень ценился дороже алмазов. В современном мире ценность стекла наиболее выражена в произведениях декоративно-прикладного искусства основанного на работе со стеклом. Витраж на протяжении многих веков относился к элитному мастерству, выражающему уровень достатка и благосостояния владельца дома или заведения, украшенного витражами.
Своеобразная особенность витражного искусства заключается в его востребованности в различные времена, хотя в зависимости от потребностей эпох спрос и мода на него значительно изменялись. Простейшие витражи возникли еще во времена шумерской культуры (в Месопотамии). Витраж развивался со II тысячелетия до н.э. в Древнем Египте, с I тысячелетия н.э. – в Древнем Риме.
Рассвет классического витража приходится на эпоху Возрождения (ХVI-ХVII века), когда многие мастера живописи применяли свои таланты в витражном производстве. Витраж того времени был значительно приближен к живописной технике благодаря напылению, имитирующиму драпировки и передачу цвета и тени. Витраж нашел свое место как в готических храмах, так и в украшениях дворцов и замков знати.
В начале XX века технология изготовления витражей значительно усовершенствовалась благодаря американцу Тиффани, изобретателю стекла, способного передавать фактуру изображаемого. Однако каждый настоящий мастер нарабатывал свои секреты годами.
В России объёмы стекольного производства сильно сократились в 1914 году, в связи с началом Первой мировой войны, также как и строительная деятельность, а вместе с ней и выпуск отделочных материалов. После Октябрьской революции все крупные частные производства были национализированы. Витражные мастерские, существовавшие почти исключительно в структуре крупных стекольно-промышленных объединений, прекратили своё существование. Так, недолгая история российских витражей оказалась прервана.
Лишь в 1930-е годы в советской архитектуре вновь появился интерес к полихромным просвечивающим композициям, которые составили уже совсем другую эпоху — советского витражного искусства со своей тематикой, новыми материалами, находками и экспериментами.
Во времена СССР волшебство витражей несколько обесценилось, так как в архитектуре доминировал монументальный витраж, который достаточно грубо обобщал детали передаваемого сюжета. Стекла не обрабатывались, а цветовая гамма была упрощена до минимума. Витражи, которыми чаще всего украшали ЦУМы, выигрывали только за счет композиции и цветопередачи. Не вписывались в общую картину советского витража лишь прибалтийские мастера, которые не отступали от классических традиций. Здесь витраж остался высокохудожественным предметом искусства.
Благодаря усилиям историков и хранителей музеев советского периода постепенно возвращаются старинные российские витражи. Их находят по архивным документам, обнаруживают в музейных хранилищах, реставрируют и демонстрируют на выставках.

Современное витражное искусство использует множество технологий и различает множество видов и приемов:
Бендинг — это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология напоминает фьюзинг, но используются другая оснастка и температурный режим.

Кабошон — рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой, слегка приплюснутой полусферой или более сложной формой с бортиком для крепления в оправу.

Комбинированный витраж сочетает в себе несколько витражных приемов. В старину такие сочетания достигались путём подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный витраж позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

Контурный заливной витраж подразумевает нанесение на лист стекла изображения акриловыми полимерами. На первом этапе наносится контур, имитирующий свинцовую пайку классического витража. Вторым этапом заполняют образованные контурной линией промежутки цветными полимерами. Технология может применяться на любом виде стекла, в том числе на зеркале или химически травленой поверхности, что расширят возможности вариативности декоративных эффектов.

Многослойное травление производится специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, чем обычное матирование поверхности по трафарету.

Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение. Может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и т.п.

Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.

Нацвет — тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при «горячем» формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок – белый на цветном фоне или наоборот.

Паечный или свинцово-паечный витраж — классическая техника, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

Пескоструйный витраж — представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Расписной витраж полностью или частично состоит из расписанных стекол. Картина может быть написана на цельном стекле или собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

Рюмочная плитка — специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями – неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления. Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных пятаков.

Травление — техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния. При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

Травленый витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Транспарант (транспарантные или транспарентные стекла) — просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись — это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу. Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу простоты технологии исполнения по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом.

Узор «Мороз» — фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея, желатина или рыбьего клейя на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объёме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.

Фацетный витраж выполняется из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску, которая усиливает эффект от преломлений света, используют более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную оправу из латуни или меди. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, так как такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания (свинец в этом случае провисает). Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Фьюзинг или спечной витраж — техника, в которой рисунок создается путём совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путём впекания в стекло инородных элементов.

Шебеке или панджара — ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанным, как правило, из камня или дерева, часто с разноцветными стеклами.

Эрклёз — декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтёсываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится.

Во всем мире интерес к витражному искусству растет не только среди состоятельных любителей изысканности и роскоши, но и среди людей невысокого достатка, которые стремятся украсить жилище чем-то оригинальным, вносящим настроение в домашний интерьер. Витраж становится одновременно и более утонченным, и более доступным элементом современного дизайна.
Эффект витражей как элементов дизайна сложно переоценить. Когда сквозь проемы окон проникают солнечные лучи, витражи преображают внутреннее пространство, насыщая его ярким цветом.

Клим Вопрошалов

Добавить комментарий