В Древней Руси был целый пласт лексики, который помогал справиться с этой задачей. Причем эти слова не были табуированы. Их употребляли многие слои населения: бояре, мастеровые, князья, учителя. Это были обыкновенные ругательства. Только сравнивали человека с животным миром: «скотина», «собака», «овца». Таким образом подчеркивались низкие моральные качества человека.
«Балахвостом» именовали того, кто любил приударить за женщинами, а «Бзырь» — прозвище для любителя погулять и выпить. Противного и гнусного человека называли «брыдлым». Любителей почесать языком и поспорить именовали «ерохвостами». Глупого человека звали «божедурьем», а женщин с низкой социальной ответственностью — «гульней». Примеров таких слов великое множество.
На Руси к обсценной лексике относились очень серьезно. Крепкое слово служило оберегом. Потерявшийся в лесу охотник часто ругал лешего на чем свет стоит. Лишь бы тот перестал его путать.
Матерными словами славяне отвечали на вопрос о том, куда они идут. Чтобы дорога была удачной. Только через некоторое время придумали ответ: «На кудыкину гору». Кстати, Куд — это одно из демонических существ славянской мифологии. Слова «кудесник», «колдовство» происходят от наименования этого языческого демона.
В 19 веке ряд ученых предположили, что матерная лексика к нам пришла из монгольского языка. Но исследования следующего столетия опровергли эти предположения. Были найдены берестяные грамоты домонгольского периода, на которых активно употреблялись «матерные» слова. Они относились к первой половине 12 века.
Выдающийся русский филолог Борис Успенский писал, что матерщина играла важную роль в славянском язычестве и обрядах, связанных с плодородием земли. Не случайно большинство слов связано с мужскими и женскими органами, отвечающими за продолжение рода.
Непристойные обряды, связанные с плодородием существовали не только на Руси. В Древней Греции жительницы острова Лесбос во время празднования Дня Деметры на несколько дней удалялись в священную рощу. Деметра — богиня плодородия. Именно женщины могли совершать обряды, связанные с ней. Мужчинам запрещено было на них появляться, но некоторые из них были любопытны, поэтому благодаря им мы имеем исторические свидетельства.
Один из дней был посвящен омовению и посту. Другой проходил в пирах. Гречанки напивались до пьяна, жарили мясо, рассказывали скабрезные истории, хвастались любовными похождениями и отборно сквернословили. В общем, давали себе полную волю подальше от мужских глаз. Смысл обряда таков: на время женщины становились землей — плодородной, готовой к соитию и рождению, не знающей преград.
Подобные обряды описывает археолог Борис Богаевский у славян. Нагота в них имела особое значение. Мужчины без одежды выходили сеять злаки на поле. Причем во время этого действия нужно было активно сквернословить, обеспечивать магическую защиту будущему урожаю. Во время посева хлебов хозяин и его жена выходили на поле заниматься любовью. На Юрьев день сажали огурцы. При этом снимали сорочку.
Впрочем, вернемся к ругательствам. Многие из них дошли до нашего времени и активно используются.
Нередко можно услышать в отношении женщин слово «стерва». Сегодня это понятие означает сексуальную, уверенную в себе женщину, которая легко манипулирует мужчинами. Но если копнуть поглубже в историю слова «стерва», то можно обнаружить его обидное значение. В словаре В.И. Даля оно трактуется как «дохлая скотина». Ничего сексуального.