Что же означают слова «колокол», «колокольчик» и чем отличаются от них «бубенчики»?

В.И. Даль и не только…

Итак, колокол.

Даль определяет слово как «звон», а через запятую дает его церковное значение «кампан». Далее приводится уже развернутое объяснение, что есть кампан-колокол: «вылитый из меди (с примесью олова, серебра и пр.) толстостенный колпак с развалистым раструбом, ушами для подвески и с привешенным внутри билом и языком».

Даль рассматривает слово «колокол» с точки зрения размера последнего, материала, формы, наличия имени, назначения.

Он пишет, что большие колокола употреблялись только при церквях, а потому звались «божьим гласом». Маленькие назывались «колоколец, колокольчик». Их значение Даль определяет как «звонок». Такие колокольчики подразделяются на «почтовый», т.е. тот, что вешался под ямскую дугу на почтовые тройки, «дверной», который прикреплялся к двери для звону приходящих, и «ручной», который назывался еще «позвонок» и служил для зова прислуги.

Слово «колокол» употреблялось как часть метафоры «человек колокол». Она, метафора, имела значение «разглашатель вестей, живая газета» и похоже, что вышла из употребления в современном русском языке. Равно как и то, что вряд ли сейчас мы скажем «как под колоколом», говоря об оглушительном шуме или мощном голосе.

Даль пишет о том, что встарь колоколам давались имена. Имеются в виду церковные колокола. Назывались они так: буревой, бурлила, гуд, лебедь. По размеру и назначению колокола тоже различались: зазвонный, перечасный, праздничный.

В Москве колоколом называлась круглая палатка, которая ставилась для продажи напитков на гуляньях.

Особо выделяются Далем валдайские колокольчики. Он считает нужным упомянуть, что на них были надписи и приводит следующие: «Купи, не скупися, езди, веселися», «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей».

Для чего звонит колокольчик

Колокола выполняли функцию передачи информации, возвещая время трудиться и отдыхать, время веселья и скорби. Они оповещали о каком-либо стихийном бедствии, о приближении врага, созывали народ для обсуждения важных дел.

Говоря о колоколах, как не вспомнить о колокольне. Колокольня (в вятском говоре «колокольница») – звонница, башня при церкви для подвески колоколов, обычно ставится перед трапезною, напротив алтаря и через нее бывает вход в церковь.

Колокольчики, что вешали на шею скоту, в северных и псковских говорах назывались «колоколо» (с ударением на последнем слоге) и «колоколок» (ударение на предпоследний слог). Если же колокольчик был клепаный, либо деревянный, тогда он назывался «ботало». Круглый, как шар, – «глухарь», «гремок», «гремушка», «балабончик», «бубенец», «бубенчик».
Назначение колокольчиков и колоколов – звенеть, т.е. «издавать звон», по Далю.

Звонить (в вятском говоре звонять) – «ударять, бить, производя гул, особенно бить в колокол, трясти колокольчик». Это прямое значение глагола «звонить». А в переносном он употреблялся как «разглашать вести, разносить молву».

Слово «звон» Даль определяет как «действие звонящего» и «самый звук, гул колокола», «трезвон, ударение во многие колокола».

«Полный звон» значит во все колокола, а «красный звон» – «согласный подбор колоколов погласицей, гаммой».

«Звон колоколов» – это полный подбор на одну колокольню.

Этот же корень «звон» входит в состав слова «звонарь». Звонарь – это «церковный служитель, обязанный звонить в колокола по обряду. Искусство это заброшено. Встарь хорошие звонари ценились и упражнялись красным звоном, распетливались по рукам и ногам, качались на зыбке и звонили согласно в дюжину колоколов». Здесь необходимо дать одно пояснение. Зыбок – это «доска или шест, положенный или приделанный где для упругой качки». Приходится только удивляться, что уже во времена Даля (а это середина 19 века) искусство колокольного звона считалось заброшенным, хотя, казалось бы, только в Москве были сотни церквей.

Существовал обычай, что в светлую седмицу всякий проходящий мог звонить в колокола, а некоторые любители приходили за этим специально. Он, обычай, нашел отражение в поговорке – «В светлую седмицу кто не звонарь?»

Слово «звонарь» имело и переносное значение – болтун, сплетник.

Язык колокола

Каждый колокольчик и колокол имеют язык.

В своем первом и основном значении язык – это «мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознания вкуса ея, а также для словесной речи». Такое определение читаем у В.И.Даля. Затем он делает пометку, что остальные значения слова «язык» возникли или в связи с видом языка, т.е. «мясистого снаряда», или в связи с его функцией как «орудия речи».
Удивительно то, что слово «язык» применительно к колоколу совмещает в себе признаки основного значения, поскольку язык колокола – это «снаряд», находящийся внутри, и другого значения, определяемого Далем как «способность или возможность говорить».

Даль описывает язык колокола как «било, клепало, железный пест, кистень, привешиваемый внутри под шелом (т.е. шлемом) колокола для звону». И, как обычно, приводит примеры употребления слова «язык». «Без языка и колокол нем».

Если язык есть у маленьких колокольчиков и больших колоколов, то уши только у тех, которые подвешиваются, чаще всего на колокольню. В этом смысле уши – это «проем, за который подымают вещь». «Колокол подвешивают за уши», так пишет В.И. Даль.

Утраченная необходимость?

В современной жизни не осталось места почтовым колокольчикам, а на входных дверях у нас всё больше прикреплены электрические звонки. И даже те, кто может позволить себе иметь прислугу, вряд ли зовет ее к себе звоня ручным колокольчиком.

Но представить себе всё вышеописанное нам не сложно. Память быстро выдает примеры из художественной литературы, театра, кино, живописи, музыки.

Многое из выше описанного ушло, отжило, не сбереглось, не сохранилось. Но, читая о колоколе и его языке, о дверном и поддужном колокольчике, мы как будто прикасаемся к ушедшей эпохе, традициям предков. Колокола и колокольчики остались и в наши дни. Их функция сейчас не только «издавать звон», как писал В.Д. Даль.  Для некоторых людей важнее их эстетическое начало. Поэтому колокольчики собираются в коллекции и являются одними из самых положительно заряженных и эмоционально позитивных предметов собирательства.

Изготовление колоколов традиционными литейными технологиями – технологически очень сложное производство. Иногда изготавливают колокольчики и кузнечным способом. Такие колокольчики отличаются полной индивидуальностью, так как мастер, даже изготавливая по образцу не может создать совершенно точную копию.

Интересные факты

В 1668 г. царь Алексей Михайлович издал специальный указ, в котором предписал определенный для разных районов Москвы набат по случаю пожара.

Знаменитый Царь-колокол весит 192 тонны.

Словосочетание “малиновый звон” пошло от названия бельгийского городка Малин, славящегося своими мелодичными колокольными звонами.

К началу 20 века в России было несколько сот тысяч колоколов общим весом более 250 тонн.

Существовало суеверие, что во время отливки колокола, распускалась какая-либо небылица. Поэтому выражение «колокола льют» означало несбыточные, выдуманные новости.

по материалам Интернет

Добавить комментарий