Масленица в Челябинске

Масленица – праздник, пришедший к нам еще с языческих времен. Тогда еще он был «привязан» ко дню Весеннего Равноденствия, и праздновался семь дней до этого дня и семь дней после. Две недели празднования Масленицы были посвящены прощанию с Зимой и пробуждению Весны.

Считалось, что в этот период Солнце, будучи дитем Колядой, становилось юношей Ярилой. На его честь и пекли множество блинов – желтых, круглых и таких тонких, что бы сквозь блин просвечивалось солнце. Эта традиция сохранилась и до наших дней, так же как и обычай в конце Масляной недели сжигать чучело, олицетворяющее Зиму.

После введения Христианства Масленицу стали праздновать в последнюю неделю перед Великим Постом, который заканчивался наибольшим праздником христиан – Пасхой. Таким образом, Масляная неделя получила некий дополнительный смысл – это была «переходная» неделя, когда разрешалось есть рыбные и молочные продукты, а вот мясные есть уже было нельзя, готовясь к Посту.

В Православной вере считается, что смысл Масленой недели – это прощение накопившихся обид, примирение с ближним, укрепление семейных отношений, подготовка к Посту. Пусть же для вас это праздничное время пройдет весело, сытно и душевно тепло!

Масленичная неделя

Семидневка веселого празднества состоит из двух периодов – Малой и Большой Масленицы.

Первый период продолжается с понедельника по среду включительно, а второй продолжается со среды по воскресение включительно. Начало этого праздника берёт свои истоки с языческой Руси. И до сих пор в его проведении присутствуют языческие моменты.

В первые три дня мясопустной седмицы (так ещё называют Масленицу) люди занимаются домашними делами. Трудятся по хозяйству, готовятся к заключительному дню недели. А с четверга наступает вторая часть седмицы и начинается Большая Масленица. Каждый день недели этого любимого народом праздника имеет собственное наименование.

Первый день – Встреча

Рано утром родители мужа посылают невестку к своим сватам (ее отцу и матери), а вечером и сами появляются к ним в гости. Определяли время и место, где будут праздновать, решали, кого приглашать. К этому моменту готовили снежные горки, устанавливались качели и аттракционы. Хозяюшки пекли румяные блинчики, а первый из них, по традиции, отдавали беднякам на поминание умерших родственников. Возводилась фигура большого соломенного чучела Масленицы, ее усаживали на кол и катали на огромных санях. Например, в селе Камызино, что в Белгородской области, водили корову, одетую в лапти.

Второй день – Заигрыш

Во вторник проводили обряд смотрин девушек, готовящихся к замужеству – будущих невест. Смысл этого действа сватовской, дабы по окончанию Великого поста провести свадебные торжества на Красную горку.

С утренних часов желающие проводили время на горках, вкушали блины, к гулянью приглашалась родня, друзья и добрые знакомые.

Среда – Лакомки

Третий день недели подразумевает принятие постной пищи. Зять заходит к теще есть блины, она их печет к приходу дочкиного мужа самостоятельно. Женщина выказывает благое отношение к супругу своей дочки. Помимо него приглашаются и другие гости.

Четверг – Разгул

Этот день имеет несколько наименований: Разгуляй, Колодка, Четверток, Влас, Масленая Коляда и прочие.

Этот день положил начало празднованию Широкой Масленицы. С этого момента запрещено трудиться, люди празднуют и веселятся на широкую ногу, предаются различным утехам, катаются верхом на конях, устраивают кулачные бои, соревнуются, весело пируют. Традиция для этого дня – штурм снежного городка.

В Четверток люди как-бы выплескивают наружу накопленный за месяцы зимы негатив, мирятся друг с другом.

Гуляния четверга проводятся с разжиганием высоких, ярко пылающих костров и прыганием через них. Веселящийся народ поет песни.

Например, одном из белгородских сел, начиная с этого дня, катали по заснеженным улицам коня из соломы. Его изготавливали следующим образом: большую соломенную охапку обвязывали веревками – получалось туловище, а потом изготавливали голову и шею. Не все могли сотворить такое чудо, поэтому изготовлением соломенного чучела занимались специальные мастера. Готового коня они заливали водой, и целую ночь он мерз на улице, потом угольком ему разрисовывали глаза. На таком соломенном чуде народ катался верхом. А в соседнем селе Камызино, люди сажали в сани и возили по селу живую козу в ярком платке и цветастом платье. Рядом с животным на сани устанавливали небольшой столик со спиртным и закуской.

В Ярославле, по давно сложившейся традиции, люди поют Коляду. По домам праздные весельчаки бродят с музыкальными инструментами, поют и играют на них, поздравляют хозяев, за что получают деньги, различные вкусности и вино. На прощанье колядовщики воспевают благодарность хозяевам дома.

Пятница – Вечерки у тещи

Теща направляется в дом зятя с ответным визитом в сопровождении своих родных и подружек. Ее дочь к приходу матери выпекает блины и угощает ими гостей. А зять показывает свое благое расположение к матери своей супруги и ее родственникам.

Суббота – Золовкины посиделки

Невестки зазывают на праздник в свой дом золовок и прочих мужниных родных. Если золовка не замужем – то невестка созывает в свой дом своих холостых подружек, а если же мужнины сестры замужем, то она зазывала в гости свою замужнюю родню. По традиции, невестка должна принести в дар золовке подарок.

Воскресенье – Проводы

Это Прощенное Воскресение, Заговенье, Целовальник, Масленые Заговины, имеет длинный ряд наименований и является окончанием, яркой кульминацией веселой Масленой недели. Православные люди, впрочем, как и желающие, заговляются перед началом Великого пасхального поста. Каждый испрашивает прощения за все нанесенные ранее обиды и прочие неприятности. Вечером поминают умерших, а днем посещают места их захоронений.

В воскресный день принято омываться в бане, сжигать оставшуюся еду, мыть посуду после пышных празднеств. По окончании веселья сжигается чучело Масленицы, а оставшийся после ее сжигания пепел развеивается по близлежащим полям.

В Костромской губернии, к примеру, сооружается «обоз» – повозка из ряженых мужчин, на их головы надеваются соломенные колпаки. Вечером они направляются за пределы города, где и поджигают «головные уборы» – сжигают Масленицу. А в местных деревнях в вечернее время люди приносят по охапке соломы, укладывают ее в общую кучу и поджигают, что символизирует сожжение «мужика из соломы».

В православных церквях на вечерней службе свершается чин прощения – глава каждого храма испрашивает прощения у всех собравшихся людей и у других священнослужителей. Далее люди, находящиеся в храме, просят прощения друг у друга и, отвечая на просьбу о прощении, отвечают «Бог простит и я прощаю». С вечера в обителях начинаются великопостные служения.

По свидетельству писателя-этнографа Сергея Максимова: «Обычай прощаться с умершими держится на земле русской особо твердо, поддерживают его в основном женщины. Они группами по 10-15 человек идут, взяв с собой блины, на погост, причем не разговаривают между собой. Придя к могилке родственника, каждая из них встает на колени, три раза кланяется и слезно молит простить покойника за грубости и вред, причиненные ему при жизни. Затем помолившись, выкладывает на бугорок могилы блинчики и в полнейшем молчании идет домой.

Проводы Масленицы

Во многих российских губерниях ритуал сводился к сожжению масленичной Марены и его символичных похоронах. Сжигание традиционно для центральных, северных и поволжских губерний. Чучело везли на некоем поезде из лошадей (иногда их было больше сотни). Потом его сжигали и в кострище выбрасывали недоеденную пищу. В Татарстане бытует традиция сжигания в костре куколок, с которыми, якобы, пропадают все проблемы и беды.

В западных, южно- и среднерусских, поволжских губерниях люди хоронили масленицу. А в других областях Руси устраивали пародию похорон. Чучело укладывали в корытце, а за ним следовала процессия из «попа» – переодетой в ризу молодой девицы с приклеенной бородкой, «дьячка» и группы плакальщиц.

Иногда прощание с Масленицей происходило в виде поезда: чучело «восседало» в санях, запряженных мужчинами. Позже соломенную фигуру сжигали, что предвещало скорый и отличный урожай на полях.
Считалось, что Масленицу, а еще ее называют Сырной неделей, нужно было провести как можно веселее и сытнее, ведь как ее проведешь, так и будущий год проживешь.

Так же Масленая неделя была временем для поддержки и укрепления семейных отношений. Молодоженов приветствовали, устраивали им «смотрины», заставляя целоваться на людях. Породнившиеся семьи обязательно на праздничной недели ходили друг к другу в гости, не забывали поминать и усопших родственников.

Тех же, кто еще не вступил в брак условно «наказывали» – привязывали к ноге или шее кусок дерева, веточку или просто ленту, и заставляли так ходить некоторое время. Позже можно было откупиться угощением или деньгами.

По материалам www.nicstyle.ru

Добавить комментарий