Парусная яхта

Капитан «Сибири» о подготовке к экспедиции «Сибирь — Антарктика — Сибирь»

В январе будущего года мир будет праздновать 200-летие открытия Антарктиды экспедицией русских путешественников Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Одним из способов отметить это станет кругосветное плавание бермудского кеча «Сибирь», маршрут которого в сторону белого континента совпадет с маршрутом двухвековой давности.

— Я бы хотела начать в хронологическом порядке — с октября прошлого года. Тогда «Сила Сибири», на которой планировалось отправиться в эту экспедицию, села на мель на Мальорке. Что с ней стало дальше?

— Я там присутствовал примерно в течение недели, пока спасательная операция проводилась. Ее сняли с камней, заделали пробоины (ну, так — «пластырь» наложили), подвели надувные плавучие понтоны и отбуксировали в марину. Потом ее, в принципе, даже не ремонтировали (только на восстановление корпуса, по оценке специалистов, потребуется более миллиона евро). Хозяин ее продал в Турцию на ту же верфь, на которой она изготавливалась. Турки ее собираются восстанавливать. На этом все закончилось.

А мы… У нас же две яхты должны были участвовать: мы собирались начинать на «Сибири», выйти из Омска, дойти до Салехарда, а там пересесть уже на «Силу Сибири» и пойти в двойную полярную кругосветку вокруг Арктики и вокруг Антарктики. Но, поскольку одна яхта вышла из строя, мы будем всю экспедицию продолжать на одной «Сибири».

Но она не сможет пройти весь маршрут, который предполагалось. У «Силы Сибири» 108 тонн водоизмещение, а у «Сибири» — только 8 тонн.

— Скорлупочка — по сравнению с «Силой Сибири».

— Да. Поэтому мы маршрут вокруг «Антарктиды» отменили. Но посетить станцию «Беллинсгаузен» мы планируем. Планируется прибыть туда к 200-летнему юбилею открытия Антарктиды, то есть к 28 января следующего года. Мы дважды пересечем пролив Дрейка: от Южной Америки на станцию «Беллинсгаузен» и назад. И дальше будем возвращаться домой по Тихому океану вдоль побережья двух Америк, через Берингов пролив, Северный морской путь — в Обскую губу и в Омск.

7 июля этого года мы стартуем из Омска, где-то в конце августа должны быть в Петербурге. Мы хотели бы раньше, но раньше не получается, потому что Обская губа будет закрыта, лед уходит в июле и только в конце месяца можно выйти. И то — там Карское море тоже закрыто льдом. А нам же нужно как раз пересечь Карское море и пройти или через Карские Ворота, или через пролив Югорский Шар.

А Баренцево море-то свободно. Там Гольфстрим действует и льдов нет в это время. То есть мы в начале августа должны преодолеть западную часть Карского моря, Баренцево море и Белое море, Беломорско-Балтийский канал, чтобы экономить время и не идти вокруг Скандинавии. Где-то в конце августа должны быть в Питере, и уже оттуда выйдем на маршрут Беллинсгаузена и Лазарева.

Но они-то стартовали по новому стилю где-то 16 июля, то есть 4 июля по старому стилю. 16 июля в Санкт-Петербурге будет торжественный старт в честь 200-летия открытия Антарктиды. Несколько яхт будут стартовать (ранее «РИА Новости» сообщали, что отправиться в плавание к Антарктиде из Кронштадта во второй половине года планирует, например, барк «Седов», прим. itBoat).

Из Питера мы идем в Балтику, потом в Северное море, Ла-Манш и оттуда выйдем в Атлантический океан.

Там, на выходе, во французском Бресте нас будет ждать еще одна яхта. Оттуда мы пойдем вдвоем на Канары, где Беллинсгаузен останавливался, в Рио-де-Жанейро. Вместе будем пересекать пролив Дрейка — к станции «Беллинсгаузен» — и назад. Но они потом в Южной Америке остаются, а нам нужно домой, завершать кругосветку.

— Сильно ли пришлось изменить план подготовки после того, как «Сибирь» осталась одна?

— Полностью, конечно. «Сила Сибири» была практически готова. По крайней мере, ко многому: солнечные батареи нужно было добавлять, а, допустим, все генераторы, опреснители, все оборудование… Это же океанская яхта. Там это все есть. Было, вернее. А здесь все это нужно докомплектовывать.

У нас же что самое ценное? Мы стали победителями президентского гранта. Но мы подавали заявку на «Силу Сибири», так как планировали на ней идти, а все мероприятия перевели сейчас на «Сибирь».

Фонд президентских грантов согласовал нам эти изменения, потому что фактически в программе, которую нужно выполнить, изменений не происходит: те же самые публичные встречи, заходы в порты, хоть и по новому графику. У нас направление грантовое — «Общественная дипломатия и поддержка соотечественников за рубежом». Задействован МИД. Наш партнер помогает организовать встречи за рубежом в портах захода. Здесь программа не меняется. Но подготовка судна — да.

Мы планировали готовить «Силу Сибири» в Питере. Значит, нужно было командировать экипаж, нужно было его размещать, там работать. Поскольку сейчас мы все готовим в Омске, то экономим на командировочных расходах. Сэкономленное будем использовать для закупки оборудования, мы это уже согласовали.

— Фонд президентских грантов полностью покрывает расходы? Или пришлось искать еще какие-то источники?

— Нет, нет конечно. Полностью он не покрывает. Наверное, около половины средств. Там выделено 10 миллионов рублей, и рассчитано с 1 ноября 2018 года по 30 ноября 2019 года. 13 месяцев. А нам нужно будет финишировать где-то 15 октября следующего года, 2020-го.

Я буду подавать заявку еще на новый грант. Если мы победим… По-идее, 28 января 2020 года — дата 200-летия. Есть основания, нужно просто хорошо подготовить. Я надеюсь, что мы все правильно сделаем. Нам сейчас всю программу нужно выполнить, тогда будут основания претендовать на следующий грант.

У нас идет софинансирование (и большое софинансирование) за счет Фонда поддержки спорта «Сибирские парусные экспедиции». Это головная организация, здесь открыт специальный счет, куда Фонд президентских грантов перечислил нам средства на первый этап. Потом, когда мы отчитываемся, перечислит на второй, третий. Очень большая отчетность, каждая копеечка на счету.

— А как сейчас продвигается ремонт? Что осталось сделать?

— Много, много. Яхта сейчас в разобранном состоянии.

— Успеваете?

— Обязаны успеть. Работают постоянно на ней. И в праздники, и в выходные. Экипаж работает, волонтеры работают. Яхта — это одно. Плюс к этому еще и публичная программа, которую мы проводим по условиям гранта. Мы уже провели мероприятия в Омске, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Сейчас в Новосибирск поедем, потом в Красноярск. Мероприятий много и до старта «Сибири» и после старта.

— Что для Вас самое сложное в подготовке?

— Ну, как сказать… Это работа, которую нужно делать. Что тут сложного? Все сложное…

Время, время! Дело в том, что я не первый раз такую экспедицию готовлю, поэтому много уже знакомого. Не знаю, когда было труднее — тогда или сейчас? Конечно сейчас! Как бы ни было трудно тогда, но мы это сделали, победили, но это всё в прошлом. А сейчас всё ещё только предстоит сделать, и каждый день (каждый миг) значит многое.

Самый большой дефицит — это время, поскольку его нужно организовать. 98%, может быть, даже больше, уходит на подготовку. И потом только участие в самой экспедиции.

Много бюрократических препон: согласований, ожиданий. Это мы торопимся. А чиновники никуда не торопятся. Вот на это как раз уходит очень много времени, нервов и сил.

— Недавно Вы сказали, что готовы взять на борт матросов. Уже много заявок поступило?

— Ну, да. Около 60 есть. Мы благодарны, конечно, людям: они бескорыстно хотят приехать, начать работать на яхте. Это здорово. Но, естественно, мы всех не сможем удовлетворить.

— А какой примерно у вас «конкурс»?

— Люди претендуют на какой-то определенный этап. Допустим, кто-то хочет пройти Севморпуть от Провидения до Салехарда. Я думаю, у них небольшая будет конкуренция. Но основная масса хочет, конечно, в Антарктиду. Но это уже невозможно, потому что именно там нам нужно 6–8 человек, больше лодка не поднимет.

Четыре человека — постоянный экипаж, который я не планирую никем заменять — те, кто знают яхту полностью, от и до, до последнего винтика. Это профессионалы, без которых нельзя обойтись на борту. То есть мы 2–4 человека можем добавить на определенный этап — и все. Вот их и будем добавлять по этапам. Но если где-то на один этап — 10 человек…

— А как Вы будете выбирать? Есть какой-то секрет успеха?

— По полезности. Тут, в принципе, главный критерий «кто работает — тот и идет». К человеку нужно притереться. Не пуд соли съесть, но хоть немножечко вместе побыть, понять, кто это. Это ведь немаловажно. Пожалуй, это один из главных критериев — то, как человек будет вести себя в коллективе в замкнутом пространстве. Из-за несовместимости разваливалось очень много команд. А чтобы понять, как он будет себя вести — нужно потереться друг о друга.

Поэтому я и говорю: «Хотите попасть в экипаж? Приезжайте в Омск, недельку-две поработайте с нами бок о бок. Посмотрим друг на друга. Может, вы сами откажетесь». Или еще какие-то вопросы может человек решить для экспедиции. То есть именно притирка и полезность для экипажа, для экспедиции, для проекта — главное.

А если просто «хочу»… Конечно, «хочу» — это основной движущий мотив. Я людей понимаю. Я сам хочу. Но если ты хочешь, так делай что-нибудь.

— Какой этап Вы сами больше всего ждете?

— Ну, Вы знаете, если не будет хотя бы одного маленького кусочка, у нас не будет кругосветки.

— Вы ведь уже ходили в кругосветку, может, есть какое-то место, куда хочется вернуться?

— Ну да. Часть мы пройдем там, где мы уже были. Это очень интересно. Допустим, западное побережье Северной Америки мы проходили. Очень интересно посмотреть, как там люди живут, что там. Может, знакомых встретить. Там, кстати, много кого осталось.

Конечно, пролив Дрейка — самое такое… сложное, что ли, место, и очень ответственное. К этому, безусловно, нужно будет готовиться очень серьезно. Но и любой другой этап не менее важен.

По словам Сергея, капитан Николай Литау, с которым омская команда поддерживает связь, за прошедший летний (для южного полушария) сезон благополучно пересек пролив Дрейка восемь раз. «Разведка», пусть и проведенная на лодке побольше «Сибири», прошла успешно. Остается пожелать, чтобы удача сопутствовала и участникам кругосветной экспедиции в будущем году.

Анастасия Носова. itBoat

Добавить комментарий