Пиво

Кто первый сварил пиво – мы не узнаем никогда. И если бы выпивая кружку этого вкусного, освежающего, немного хмельного напитка, мы захотели бы поблагодарить тех, кто “придумал” его, то оказались бы в затруднительном положении.  Пиво настолько древний напиток, что установить его первосоздателей просто не возможно. Говорят, еще Ной перевозил пиво на своем ковчеге.

Пивоварением люди начали заниматься в незапамятные времена. Изучение рецептов приготовления пива, высеченных на камне, дает основание утверждать, что около 7000 года до нашей эры, т.е. 9 тысяч лет тому назад, шумеры, проживающие в Двуречье – на территории между реками Тигр и Евфрат, уже умели варить напиток с применением ячменного солода. Они, как утверждают сохранившиеся исторические документы, приносили его в дар богине плодородия.

В 1935 году американскими археологами были найдены в Месопотамии глиняные дощечки, которым по крайней мере 6 тысяч лет. На них изображены два человека в процессе работы у пивоваренного чана. Приготовление пива детально описано на клинописных дощечках, которым более 5 тысяч лет. У шумеров даже была поговорка:” Не пить пива – не знать радости”. Известный немецкий археолог Е.Хубер писал в своей “Истории Месопотамии”: “Я нашел убедительную клинопись в храмовом инвентаре третьего тысячелетия до нашей эры. Там содержались прелюбопытные рецепты приготовления шумерского пива” Хуберу удалось установить не менее 15 сортов пива. Он смог составить из разрозненных изображений 23 сцены, довольно полно показывающие процесс приготовления пива.

Процесс пивоварения был примерно такой же как и в наши дни. Из солода вырабатывался пивной хлеб, баппир, который затем крошили, опускали в бочку, заливали водой и квасили. Текутину процеживали и приправляли. Пилось пиво через специальные трубочки, чтобы не растворившиеся плевела и зерна не попадали в пищевод пьющего. Древние народы, населявшие Месопотамию, – шумеры, вавилонцы, ассирийцы – знали более 70 сортов пива, имевших разные названия в зависимости от вкуса, цвета и других свойств. Было пиво сладкое, которое якобы очень любили женщины, пиво темное и светлое. Пили “пиво хорошее”, “очень хорошее” и со множеством других названий. Наиболее распространенное в Месопатамии было темное пиво, довольно густое с осадком, умеренно игристое с небольшим содержанием алкоголя, запахом кисловатого солода и освежающим кисловатым вкусом. Сдобренное пряностями пиво было более или менее горьким, в зависимости от использования трав.

У шумеров была покровительница пивоварения Нинкаси, что в переводе означало: “Ты, которая так щедро напоила меня”. Ей посвящен “Гимн Нинкаси”- древняя поэма, датируемая 1800 г. до н.э. Пиво пили и простой народ и знать. Оно подносилось богам, служило предметом торговли и в качестве уплаты натурой. Шумеры освобождали пивоваров от военной службы. В ассириской и вавилонской империях роль солодарей и пивоваров значительно возросла. Так же, как другие ремесленники, они объединялись в цехи и имели различные обязанности по отношению к богам.

В Вавилоне, возникшем на территории шумерской цивилизации, правила изготовления и продажи пива отражены в знаменитом своде законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), являющимся наиболее значительным юридическим памятником Древнего Востока. “Судебник Хаммурапи”- большой каменный столб с высеченными надписями, найденный на месте древнего города Сузы (хранится в Лувре), предусматривал, в частности, суровые наказания пивоварам, разбавлявшим пиво водой. Виновным правда, предоставлялось право выбора: либо быть утопленным в бочке с испорченным пивом, либо пить его пока не упадут замертво. Кабачников, завышавших цены на пиво, без лишних разговоров топили в реке. Надо полагать, что качество пива в Вавилоне было высоким. Прославилась в Вавилоне женщина-пиовар Кубаба, которая основала город Киш, где вдоволь варили пива.

К 722-705 гг. до н.э. относится изображение во дворце ассирийского царя Сарагона II в Дур-Шаррукин, нынешнем Хорсабаде в 20 км севернее города Мосул в Ираке. Это свидетельствует о том, что ассирийцы переняли варение пива от вавилонцев. Из Древнего Египта сведений о пиве дошло меньше, но известно, что уже в 2800 году до н.э. египтяне варили пиво. Древние египтяне знали не мало сортов пива, начиная от ячменного, темного, светлого мягкой консистенции, светлого с тончайшим ароматом и обычного пива из смеси разных видов солода и кончая пивом для приготовления которого, использовался пшеничный солод. Выражение “пиво – это жидкий хлеб” знали и в Вавилоне и в Древнем Египте. Надо отметить, что выпечка хлеба и пивоварение в Египте осуществлялись по одной концессии, поскольку пиво варили тогда из солодовенного хлеба, поджаренного или подсушенного на солнце.

Пиво в Египте было главным образом напитком бедняков и средних слоев населения. Пиво, лук и хлеб- основная еда древних египтян. А дневная норма строителя пирамид состояла из трех буханок хлеба, трех жбанов пива и нескольких пучков чеснока и лука. Из папирусов и надгробий известно, что первооткрывателем благословенного напитка был добрый бог возрождения Озирис. Пиво в Египте называлось пелузийским напитком, по имени города Пелузий в устье Нила, главного тогдашнего центра пивоварения.

Было еще обнаружено панно с изображением Нефертити, наливающей пиво через нечто, похожее на ситечко, чтобы очистить напиток от примесей. Сама Нефертити была незаурядным мастером приготовления ячменного напитка. На территории древней Испании (VI-V в до н.э.) иберийцы варили пиво, которое называлось Caelia или Cerea. В Эфиопии пиво носило названия Fokka иMazar, понятия эти употребляются и сегодня. Древнегреческий историк Геродот (484-425 гг. до н. э.), как и египтяне приписывает изобретение пива богу Озирису, называя его ячменным вином. Древнегреческий ученый и мореплаватель Пифей (IV в до н.э.) отмечал опыт скифских племен в приготовлении пива.

Налог на пиво, введеный при царской династии Птоломеев (305-30 гг.до н.э.), играл значительную роль в экономике страны. Древнегреческий драматург Тит Макций Плавт (254-184 гг. до н.э.), говорил, что пиво в Риме употреблялось во время праздников в честь богини земледелия и плодородия Цереры. Отсюда название пива Ceres и соответствует итальянскому Cervisia и испанскому Cerveza. А древнегреческий географ историк Страбон (I век до н.э.), много путешествующий по Малой Азии и Египту, в своем 17-томном труде “География” отмечал, что в Александрии пользовалось большим распространением и любовью ячменное пиво Cythos, в которое примешивались ароматические вещества.

У жителей Иллирии и Паннонии пиво именовалось Cabaj или Sabajum. Фракийцы и Иллирийцы употребляли от Адриатики до Черного моря светлое ячменное пиво как народное питье, о чем неоднократно упоминается в Библии. Римский консул и ученый Плиний Младший (62-113 гг.) подсчитал, что, по крайней мере, 195 сортов ячменного напитка изобрели в Европе к I нашей эры. В Галии в середине I века нашей эры, населенной кельтскими племенами, пиво являлось народным напитком под названием Korma. Это кельтское пиво сохранилось в Северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до нашего времени. По своему этимологическому составу слово Korma схоже с испанским Cerea, отсюда предположение, что пиво пришло в Галию из Испании. В старогерманском языке пиво называлось Peor, Bior, Pier. Считают, что это название происходит от среднелатинского biber или biberis- напиток.

Еще одно старогерманское название пива Alu, Alo, Ealo удержалось в английском языке как Ale. В Англию и Ирландию пивоварение проникло от кельтских племен. Древнеримский историк Публий Корнелий Тацит в своей работе “Германия” (98-99 гг.) сообщает об умении германцев варить пиво из ячменя. До использования хмеля для придания горечи и улучшения вкуса пива применяли разные травы и пряности. Греческий ученый Диоскорид писал в I веке об употреблении ирландцами curmi – сбраживаемого напитка из осоложенного ячменя с травяными добавками. Заменой хмелю служили цветки вереска, верхушки рактиника, полынь, ягоды лавра и плюща и др. А его современник Ворус писал, что пить вересковое пиво доставляло удовольствие, которое чувствовали души усопших героев в обществе богов.

Хмель в Европе как дикорастущее растение был распространен по всей зоне умеренного климата, его хорошо знали и римляне. Использование хмеля в пивоварении распространялось во времена переселения народов. Существует предположение, что хмель впервые стали использовать восточные финны и татарские племена. В первые в исторических документах о хмеле говорится у Иссидора Севильского (570-636 гг.), а затем в дарственной у фракийского короля Пипина Короткого (714-768 гг.) в 768 году. В IX веке при Людовике Благочестивом (814-840 гг.) славилось хмелевое пиво монашеских орденов Бенедиктинцев, Францисканцев и Августинцев. В начале X века город Гарделеген получил от Генриха герб с изображением ветки хмеля.

Святая Гильдегарда, настоятельница Рупертсбергского монастыря, упоминает в 1079 году о хмеле как добавке к пиву. Тогда уже хмель разводят в Баварии, Нижней Саксонии, Франции. Германцы развернули пивоварение одновременно с земледелием. В средние века застрельщиками пивоварения в Европе были монахи многочисленных монастырей, особенно в Германии, Франции. Не отставали от них и буддийские монахи на Востоке. Варилось пиво крепкое для монастырской знати и послабее для “обыкновенной братии”.

По германской легенде изобретателем пива был сказочный король Гамбринус,которого пивовары считали своим покровителем. Реальный прототип патрона пивоварения – герцог Брабантский Ян Примус, энтузиаст потребления пива, убитый в рыцарском бою в 1294 году. Уже в 1282 г. пиво, изготавливаемое крестьянами на острове Саармаа, находит письменную похвалу местного епископа. С рассветом средневековых городов, особенно Таллина, как члена Ганзейского союза, играющего важнейшую роль в транзитной торговле между востоком и западом, пивоварение принимает все более крупные размеры с XIV столетия.

В целях упорядочения производства пива и стабилизации его качества магистрат Таллина своим распоряжением от 1360 года разрешает варить пиво для продажи только профессиональным пивоварам. В 1456 году в Таллине основывается цех разносчиков пиво, в обязанности которых входило снабжать все корчмы города, гильдии и цехи пивом, контролировать чистоту бочек, полноту налива. В дополнение к зарплате каменщикам, столярам и другим работникам ежедневно выдавали пиво. В 1498 году в Таллине был основан цех пивоваров, утвержден его Устав и регламентированы права и обязанности мастеров-пивоваров, порядок и срок обучения подмастерьев, были уточнены требования к сырью и качеству пива.

Первое упоминание о пиве у славян относится к 448 году, когда им угощали венгры греческих послов. Именно славяне были посредниками , передавшими практику использования хмеля другим европейским народам. В IX веке пивоварение было уже широко распространено в Киевской Руси и Новгородских землях. Раскопки в Новгороде показали, что бочки из под пива находили практически в каждой избе. Новгородское вече даже принимало особый закон, регулирующий требования к качеству ячменного напитка и устанавливающий твердые расценки.

По отзыву иностранцев русское пиво было вкусно, но мутно. Иногда пиво приправляли патокой или сдабривали ягодными смесями. Последнего рода пиво называлось “поддельным”. В летописях упоминается о напитке “перевара”, означающий “взварец” – напиток из меда и пива, отличающийся большей крепостью. В Америке пиво было известно задолго до Колумба, которого индейцы угощали напитком из маиса, по вкусу напоминающего пиво. В Перу испанцы отведали напиток Чичу.

www.beerale.ru

Добавить комментарий