Когда мы говорим о современных компьютерах, мы уже давно не можем представить их без мыши. Этот небольшой, но важный аксессуар стал незаменимым атрибутом жизни современного пользователя компьютера. Однако мало кто задумывается, каким образом комфортное управление компьютером стало возможным. История компьютерной мыши — это путь выдающегося изобретения, которое изменило способ взаимодействия человека с компьютером и стало важной вехой в развитии компьютерной техники.
Изначально созданная в 1960-х годах, компьютерная мышь стала символом прогресса и инноваций в мире вычислительной техники. И хотя на первый взгляд кажется, что это всего лишь незначительный аксессуар, мышь на самом деле сделала огромный вклад в развитие компьютерных технологий и удобство работы с ними.
Первый писк компьютерной мыши
Нельзя сказать, что изобретение мыши и значительное облегчение взаимодействия пользователя с компьютером было как-то предрешено или произошло именно тогда, когда это требовалось. Хотя 1960-е действительно стали периодом революции в технологиях, в том числе и компьютерных, электронные вычислительные машины на тот момент размещались в основном в стенах крупных институтов или у военных, а вопрос «как сделать управление оборудованием более удобным» даже не стоял на повестке дня.
Тем более какая-никакая альтернатива для управления компьютерами без ввода команд уже существовала в виде светового пера. У американских военных технология появилась в 1955 году, к 1960-му она вполне себе использовалась и в гражданских целях.
Правда, пользоваться устройством было, мягко говоря, не совсем удобно. Сложный алгоритм определял местоположение светового пера относительно экрана, используя точное время подсветки расположенных возле него точек. Этот процесс повторялся несколько раз в секунду. После обработки большого объема данных, система могла определить положение пера с точностью до миллиметра. Затем компьютер выполнял действия в зависимости от используемого программного обеспечения, такие как рисование или выделение объектов, отображаемых на экране. Быстрее, чем еле-еле перемещаться по таблицам с помощью клавиш или рисовать фигуру вводом координат, но все же далеко от идеала.
Необходимость касания экрана отсутствовала, поскольку сенсор срабатывал на расстоянии нескольких сантиметров от монитора, но сильно удобнее световое перо от этого не становилось — нужно было постоянно держать его у экрана, плюс рука уставала в не очень естественном для нее положении. Не говоря уже о том, что световое перо было довольно дорогим устройством.
Поиски идеального решения
Очевидно, что вопрос, как ускорить работу пользователей с вычислительными машинами и упростить интерфейс в целом, занимал мысли пионеров компьютерной науки. Но воплотить в жизнь идею получилось только у одного — Дугласа Энгельбарта. На начало 60-х он возглавлял одно из исследовательских подразделений Стэнфордского исследовательского института в Калифорнии. Разработка мыши не была ключевой задачей Энгельбарта, на тот момент он больше 10 лет работал над улучшением возможности операторов ЭВМ решать сложные когнитивные задачи при помощи компьютера.
Одним из способов это сделать было упростить сам процесс взаимодействия машины и пользователя, чтобы человек мог сосредоточиться непосредственно на задачах, а не на борьбе с громоздким управлением. В качестве одного из решений и всплыла концепция мыши.
Стоит сделать небольшое лирическое отступление и отметить, что нечто похожее придумали инженеры Королевского военно-морского флота Канады в 1952 году. Их устройство представляло собой шарик с пятью датчиками, которые отслеживали, в какую сторону поворачивается шар, а затем переводили эту информацию в движения на экране. Правда, конструкцию так и не запатентовали, а затем и вовсе засекретили.
В любом случае, Энгельбарт об этой истории не знал и не оставлял идей о разработке универсального контроллера. Причем настолько, что смог убедить Билла Инглиша, сотрудника соседней лаборатории Стэнфорда по разработке программного обеспечения, присоединиться к его опытам.
Первые шаги компьютерной мыши
Мышь Энгельбарта
Прототип нового устройства, которое с самого начала назвали «мышью», был готов к 1964 году, но не сразу смог найти свою нишу и желающих ей пользоваться. Это было простое механическое устройство с двумя перпендикулярно установленными снизу дисками, которые позволяли оператору двигать ее по двум осям и, соответственно, перемещать курсор таким же образом, никаких диагональных движений. Кнопка была тоже только одна. Удобства прибавилось, но пока это было не слишком заметно. Требовалось как минимум поработать над тем, чтобы про устройство узнало как можно больше людей.
В результате разработчики обратились к НАСА в 1966 году, и при финансовой поддержке Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства команда разработала эксперименты, чтобы показать преимущество своей разработки и скорость, с которой пользователи могли бы выполнять задачи на ЭВМ. Быстро стало ясно, что мышь превзошла световое перо, но НАСА это не сильно впечатлило — в невесомости ей особенно не попользуешься.
Компьютерная мышь и а другие передовые технологии были продемонстрированы Дугласом Энгельбартом в декабре 1968 года. Вместе с маленьким устройством также показывали видеоконференции, телеконференции, электронную почту, гипертекстовые ссылки и совместную редактуру текста в реальном времени. На мышь на фоне всех остальных технологических чудес внимания никто особенно не обратил. Не получив должного внимания, Энгельбарт подал заявку на патент и получил его в 1970 году на «устройство с деревянным корпусом и двумя металлическими колесами для определения положения по осям X и Y».
Билл Инглиш пошел дальше и в 1973 году добавил к мыши куда более узнаваемый и удобный трекбол. Он тоже запатентовал свою разработку, но не получил такого признания своих заслуг как Энгельбарт, который в 2000 году был награжден Национальной медалью за свои новаторские изобретения.
Мышь от Xerox за $300: неудачный прототип или тупиковая ветвь
После пионеров в дело вступили корпорации. И первой из них оказалась Xerox, которая тогда еще делала не только копировальные аппараты, но и ПК. В 1979 году компания готовилась выпустить на рынок компьютер Xerox Alto и одновременно договаривалась о сделке с Apple, у которой хотела купить часть акций до ее выхода на IPO. В обмен Стив Джобс потребовал показать то, над чем сейчас работает Xerox.
Молодому главе Apple устроили экскурсию, и больше всего его заинтересовал не новый ПК, а устройство, с помощью которого пользователь кликал по окнам и ярлыкам.
Забегая вперед, можно сказать, что Xerox Alto поступил в продажу в 1981 году, оказался медленным и маломощным, продавался он тоже не очень хорошо из-за высокой цены, в сегодняшних ценах устройство стоило порядка $50 тыс. Вскоре после этого Xerox полностью ушла с рынка персональных компьютеров, но Стив Джобс презентацию не забыл.
Постановка задачи для инженеров Apple с целью сделать нечто похожее настолько прекрасна, что ее лучше дать цитатой:
Знаете, [мышь Xerox] — это мышь, изготовление которой стоит $300, и она ломается в течение двух недель. Вот ваша спецификация дизайна: наша мышь должна быть изготовлена по цене менее $15. Она должна безотказно работать в течение нескольких лет, и я хочу иметь возможность использовать ее на моих синих джинсах.
Фраза «использовать ее на моих синих джинсах» означает, что по мнению Джобса мышь должна была быть настолько удобной и надежной, чтобы ее можно было использовать даже на коленях, покрытых синими джинсами, подчеркивая требование к простоте и универсальности использования.
Отвечая на очевидный вопрос, нет, Стив Джобс не украл идею у Xerox. Инновации последних заключалась в замене традиционной командной строки компьютера экранными значками. Пользователь нажимал на значок, появлялось всплывающее меню — своего рода посредник между командной строкой и пользователем. Команда разработчиков программного обеспечения Джобса продвинула графический интерфейс на огромный шаг вперед: если пользователь хотел увеличить окно, он просто тянул его за угол и делал его шире, если хотел переместить окно по экрану — просто захватывал его и перемещал.
Победоносное шествие компьютерной мыши вполне можно справедливо приписать Apple и ее ПК Apple Lisa, который начал продаваться в 1983 году. Хотя сама модель на рынке не прижилась и позже была сменена семейством Macintosh, мышь приглянулась пользователям именно на Lisa. Кстати, у мыши Apple была всего одна кнопка, чтобы пользователям было легче к ней привыкнуть, и тяжелый железный трекбол.
Незамеченная беспроводная революция
На самом деле Apple не монополизировала производство компьютерных мышей, но придала устройству должную популярность, поэтому производить их бросились все и сразу.
В том же году на рынке происходит маленькая, но никем не востребованная революция — появление первой беспроводной мыши. Разработчиком выступила швейцарская Logitech, которая выпустила на рынок мышь под названием Metaphor. Мышь связывалась с ПК посредством ИК-порта, что решало вечную проблему с пылью, налипавшей на трекбол. Правда, это создало другую проблему, т. к. ИК-порту требовалась прямая видимость ИК-порта на ПК. Получилось революционно, но не очень удобно.
Зато в 1991 году швейцарцам все же удалось заинтересовать мир беспроводными технологиями с помощью Cordless MouseMan. Мышь работала на радиочастотах, так что никаких ИК-портов не требовалось. На всякий случай обращаем внимание на привычный современному пользователю упор для большого пальца, до этого разработчики почему-то до этого не доходили.
Странные и инновационные решения
На пути к современному дизайну и удобству компьютерные мыши, как и большинство технологий, прошли путь из весьма странных технических решений. Лучше всего это можно проследить по внешнему виду, который постоянно менялся, пока не пришел к более-менее единому формату, но лучше текста об этом расскажут картинки.
Если посмотреть на всю историю развития компьютерной мыши, то эволюцию устройства можно разделить на несколько этапов:
- Рождение мыши
- Шариковые мыши
- Беспроводные мыши
- Внедрение оптических датчиков
После этого никаких революционно новых технологий так и не появилось. Да, уже внедренные элементы стали лучше — датчики стали точнее, скорость отклика увеличилась, но глубинные принципы остались все такими же. Все, что действительно меняется на протяжении последних лет — это дизайн.
Признавая важность комфорта пользователя, в конце 20-го века дизайнеры начали уделять первоочередное внимание эргономике. Ранние мыши часто критиковали за то, что они вызывали напряжение рук при длительном использовании. Новое дизайнерское мышление привело к разработке эргономичных форм и материалов, обеспечивающих более естественный и удобный захват. Внедрение кнопок для большого пальца и колеса прокрутки, не говоря уже сенсорных поверхностях и управлении жестами, еще больше упростило взаимодействие пользователей с ПК, сделав мышь по настоящему универсальным инструментом.
На протяжении всей эволюции компьютерных мышей каждая итерация и технологический скачок решали конкретные проблемы, улучшали функциональность и отвечали на потребности пользователей. От деревянного прототипа до современных сложных настраиваемых устройств, мышь является ярким примером девайса, ориентированного на пользователя.
Мышь, вероятно, будет претерпевать дальнейшие изменения, адаптируясь к постоянно меняющимся потребностям и ожиданиям пользователей, но на текущий момент она уже достигла оптимального вида и формы, поэтому вряд ли в ближайшие годы стоит ждать чего-то, кроме новых дизайнерских решений, конечно, если не произойдет очередной скачок в технологиях.