Хаусбот

Сложно сказать кто, где и когда впервые построил плавучий дом. Многие впервые столкнулись таким понятием в романе Фенимора Купера “Зверобой”, где Томас Хаттер построил себе плавучий дом на озере. Сомнительно, что изобретательный владелец того самого хаусбота был первым архитектором подобного проекта, но очевидно, что в XIX веке возможность жить и перемещаться вместе с домом по водным просторам уже использовались.

Дом, плывущий по воде
Плавучий дом или хаусбот (англ. houseboat; рус. дом-корабль) — судно, которое спроектированное для использования в качестве жилого дома, – не только не утратил своей актуальности в наши дни, но даже стал набирать популярность последние годы.

Некоторые хаусботы не имеют двигателя, так как обычно пришвартованы, закреплены в определённом месте или подведены к берегу для подключения судна к электросети и водопроводу. Для изменения места швартовки такие хаусботы буксируются. Но владельцы хаусботов, которые планируют частые перемещения и небольшие круизы, выбирают модели оснащенные современными моторами и автономной системой энергоснабжения.

Единой классификации плавучих домов нет, но для простоты понимания их условно можно разделить на следующие группы:
Плавающий дом (FloatHouse, Floating House, дебаркадер и др.) – обычно несамоходный дом на массивном понтоне из бетона или стали. Они-то и перемещаются чаще всего буксирами. Такие конструкции больше похож на дом, чем на судно.

В Европе флэтхаусы получили распространение как более дешевая альтернатива классическому жилью. Это либо переделанные под жилье баржи (Англия, Голландия, Франция), либо ультрасовременные плавучие дома (Германия, Голландия). Причем последняя категория часто строится на плавучих бетонных основаниях.

Хаусбот (HouseBoat, CanalBoat, CamperBoat) – самоходные дома на воде, обладающие практически судовой мобильностью с коттеджным комфортом. Изготовленные из стали или алюминия (реже пластика) – они больше похожи на яхту, чем на дом.

По типу корпуса плавучие дома можно разделить на однокорпусные и многокорпусные (катамаран, тримаран).

Из истории хаусботов
В начале своей истории хаусботы представляли собой обычные дома, установленные не на фундамент, а на плавучую платформу. Причины, по которым люди выбирали для себя жильё на воде, были различными. Играли роль и высокие налоги на земельные участки, и недостаток земли на территории относительно крупных населённых пунктов. Целые посёлки из таких домов-лодок с давних времён сохранились в странах Европы. Так, в Германии, в гамбургском порту, на воде располагается целая коммуна плавучих домов, в которой есть даже собственная церковь. На Ландвер-канале во Фридрихсхайн-Кройцберге (Берлин) также есть свой район плавучих домов.

В Нидерландах, у берегов каналов Амстердама располагаются одни из самых красивых и дорогостоящих плавучих домов в Европе, среди которых есть даже гостиницы.

Хаусботы в США
В Соединённых Штатах, как достаточно массовое явление, плавучие дома появились в 1905 году, а уже к 1930-м годам число их достигло двух тысяч. К концу 1940-х годов, когда люди стали испытывать желание оставаться на воде подольше, совершаются первые развлекательные прогулки на плавучих домах. Родоначальником таких прогулок в США считается озеро Камберленд в штате Кентукки. Особенность данной местности в том, что искусственное заполнение пресной водой низменности, образованной в результате вулканической активности, привело к появлению целой системы каналов-озёр весьма причудливой и извилистой формы. Озеро Камберленд также часто называют мировой столицей производства плавучих домов, так как большинство американских хаусботов были построены именно в окрестностях этого озера.

Также известен своими плавучими домами город Саусалито (штат Калифорния). Здесь владельцами хаусботов в разные времена были известные художники, кинозвёзды, писатели и другие знаменитости, начиная со времен хиппи и по сегодняшний день.

С развитием отрасли строения хаусботов популярность приобрёл бизнес сдачи плавучих домов в аренду на срок от 1-2 дней до месяца. Более того, плавучие дома стали использоваться в сфере коммерции; в штате Вирджиния однажды существовал плавучий филиал Чесапикского национального банка под названием Boat’n Bank, который предоставлял банковские услуги лодочникам. На Аляске функционирует единственное в США плавучее почтовое отделение. В Нью-Джерси в 1960-х годах существовал «ботель» (отель для лодочников с причалом).

Хаусботы России
Российский рынок хаусботов только формируется. Не смотря на то, что большинство из плавучих домов, которые можно увидеть на территории России или куплены за рубежом, или собраны умельцами-одиночками, предложение все чаще встречается на рынке. Например, компания “Ушаковские верфи” (Калининградская область) не только разработала и включила модель Хаусбот MIGRANT в каталог своей серийной продукции, но и закончила работы по постройке плавучей части головного хаусбота этой серии.

Зачем нужен хаусбот?
Хаусбот может быть вторым или даже единственным домом. Многие делают свой выбор в пользу интересного образа жизни, полной интересных знакомств, независимости и путешествий. Например, проведя пять дней в мегаполисе, на выходные можно покинуть шумный город, не тратя время и нервы на сборы и приготовления. При этом хозяин сам выбирает, какой вид будет из его окна!

Это полноценная речная яхта для длительных путешествий с домашним комфортом. Меняя обстановку, набираясь впечатлений, любуясь красотами водоемов, не меняя при этом места жительства. Возможно это самое комфортабельное решение для любителей рыбалки и даже охоты.

Кроме того, хаусбот может стать даже мобильным офисом: оригинальность офиса на воде сама по себе будет замечена клиентами. Причем такой офис может осуществить переезд без транспортировки мебели!

Современный хаусбот по стоимости не может сравниваться с дешевой недвижимостью, но выгодно выделяется на фоне элитной. Ведь обладатель получает сразу “три в одном” – квартиру, дачу и яхту. Кроме того, современные технологические решения могут обеспечить сравнительно низкую стоимость эксплуатации.

Что необходимо владельцу?
В Российской Федерации хаусботы длинной до 20 м регистрируются в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) как маломерные суда, владелец получает судовой билет. Для управления плавдомом на собственном ходу необходимо наличие прав ГИМС, которые получить не так уж сложно. Владелец выплачивает только транспортный налог, как на автомобиль.

Для стоянки не требуются специальные разрешения, как на дебаркадер. Стоя в маринах (яхт-клубах), владелец оплачивает стоянку и пользуется инфраструктурой. Вне марин может стоять совершенно бесплатно!

Евгений Лавриненко (TARZANKA)

Добавить комментарий