Ил-96

С 1996 года и до наших дней основным президентским самолетом в России является Ил-96-300. Это широкофюзеляжный дальнемагистральный авиалайнер, первый полет которого состоялся в 1988 году, а коммерческая эксплуатация началась в 1993 году. Ил-96 никогда не пользовался популярностью у авиакомпаний. В России его в небольших количествах использовали Домодедовские авиалинии и Аэрофлот, но первая компания обанкротилась еще в 2008 году, а Аэрофлот полностью отказался от него в 2014 году.

В настоящее время лишь 3 экземпляра Ил-96 совершают коммерческие рейсы, да и те на Кубе. Но чем же эта модель одновременно так хороша, что ей пользуется президент, и так плоха, что не получила распространения в гражданской авиации? Предлагаю пройтись сначала по его недостаткам.

Надежность

В интернете часто пишут о безопасности Ил-96. Хотя было построено построено всего 32 самолета, но всё же за время их эксплуатации с ними не произошло ни одного повлекшего жертвы инцидента. Впрочем, высокая безопасность в случае Ил-96 не означает высокую надежность. Об этом красноречиво говорит статистика, озвученная Аэрофлотом в марте 2006 года на 4-й летно-технической конференции по эксплуатации данного авиалайнера:

«Простой воздушного судна на периодическом техническом обслуживании и ремонте в годовом фонде времени составляет 27.3% (в среднем за последние шесть лет — 35.6%). В этом отношении Ил-96 сильно уступает западным дальнемагистральным самолетам: для Boeing 767 этот показатель составляет 7.3%»

Аэрофлот

Отмечалось, что особенно часто проблемы доставляли двигатели (ПС-90А), около половины из которых выходило из строя задолго до достижения гарантийной наработки. Чтобы продемонстрировать влияние низкой надежности самолета на работу авиакомпании, Аэрофлот приводил пример с рейсом Москва – Сеул. Для обслуживания пассажиропотока на этом направлении (~ 100 тыс. человек в год) достаточно одного Boeing 767, либо двух (а точнее 1.7) самолетов Ил-96. При этом рассматриваемый в примере 767-й вмещает на 10 пассажиров меньше, чем Ил.

Топливная эффективность

Возможно, сравнение Ил-96 и Boeing 767 покажется кому-то некорректным, ведь у первого 4 двигателя, а у второго – всего 2. Однако в этом и заключается ещё одна проблема отечественного авиалайнера. Его стали использовать с 1993 года, в то время как примерно с середины 1980-х годов начался тренд на двухдвигательные авиалайнеры.

Основным преимуществом двухдвигательной компоновки является топливная эффективность: 2 более крупных (и мощных) двигателя потребляют меньше топлива, чем 4 двигателя меньших размеров. И здесь опять же можно обратиться к статистике Аэрофлота, согласно которой Ил-96-300 съедает за час полета 7977 кг топлива, а Boeing 767-300 – всего 4979 кг, то есть на 37.6% меньше.

Также можно сравнить эти показатели с четырехдвигательным Airbus A340-300 – 6500 кг/ч. К слову, эта модель стала выполнять коммерческие рейсы в 1993 году, как и Ил-96. Следует отметить, что 4 двигателя в случае Ил-96 – это скорее вынужденная мера. На момент разработки данной модели попросту не существовало достаточно мощных советских двигателей, пара которых смогла бы поднять в воздух самолет с 3 сотнями пассажиров на борту.

Архаичность

Лётный экипаж типичного авиалайнера состоит из двух человек: командира воздушного судна и второго пилота. Такая ситуация наблюдается в гражданской авиации на протяжении уже ~ 40 лет. Задачи, которые ранее выполняли связист, навигатор и бортинженер, были сильно упрощены благодаря современной электронике, и теперь могут выполняться пилотами.

Подобная “оптимизация” позволяет авиакомпаниям снижать расходы на зарплаты, но не в случае Ил-96. Из его экипажа по какой-то причине не исключили бортинженера, и, похоже, не собираются делать это и в будущем. По крайней мере на модернизированной версии Ил-96-400М, которая в данный момент проходит испытания, экипаж по-прежнему состоит из 3 человек.

Борт №1

Вышеперечисленные недостатки увеличивают стоимость эксплуатации самолета, что критично для гражданской авиации, но не столь важно в случае перевозки высших должностных лиц государства. Полеты на отечественном авиалайнере в этом сценарии – это прежде всего вопрос имиджа, ведь самолеты разрабатываются далеко не в каждой стране. В современных реалиях также немаловажен вопрос устойчивости к санкциям: все запчасти, необходимые для ремонта и обслуживания Ил-96, производятся на территории РФ.

По сравнению с другими современными российскими авиалайнерами, такими как Ту-204/214, Ил-96 предлагает большую свободу в построении маршрутов. Он может удаляться от аэропортов на неограниченное расстояние, в то время как Ту-204 согласно “правилу 120 минут” должен постоянно находиться в радиусе 2 часов лету до ближайшей взлетно-посадочной полосы.

Не стоит забывать, что самолет для президента – это специальная модификация Ил-96-300ПУ (пункт управления), напичканная в том числе оборудованием для спецсвязи. Сотрудничать с отечественным, а не зарубежным производителем для создания подобного воздушного судна выглядит вполне разумным решением.

Опубликовано в блогах iXBT.com. Автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Добавить комментарий