О чем следует задуматься, прежде чем взять с собой на борт четвероного друга
Когда владелец лодки решает взять с собой в путешествие собаку, он может столкнуться с непредвиденными трудностями. И с этими трудностями он придет к своему капитану и его команде. Он засыпет их вопросами обо всем на свете, от правил ввоза животных до вакцинации. Собака на борту — это не только радость для всех, но и дополнительная ответственность для экипажа. Многих останавливают законодательные трудности: в каждой стране свои правила, некоторые из которых морально устарели. Лулу Траск из SuperyachtNews поговорила с капитанами яхт и представителями Superyacht Veterinary Service, компании, специализирующейся на помощи в транспортировке по морю домашних питомцев, и выяснила, что нужно предпринять для того, чтобы братья меньшие не стали обузой.
Знакомьтесь: Виктор, крошечный той-пудель и просто самая счастливая собака на земле (и воде). Он живёт на борту 66-метровой яхты Invictus от Delta Marine. Если верить капитану судна Мауро Барлетте (Mauro Barletta), то Виктор — самый настоящий «морской пёс».
«Виктор любит яхту. Он — прирождённый морской пёс. Он никогда не страдал от морской болезни и спит даже лучше, когда лодку трясёт».
Виктор — далеко не единственный мореплаватель среди своего вида. Многие собаки не расстаются со своими владельцами, когда те отправляются в новый круиз. Возьмём, к примеру, лабрадора-ретривера Леви с The Big Blue или же бишонов фризе Принцессы и Кейт с Madame Kate. На самом деле питомцы (во всяком случае, собаки) более чем уместны на яхте. Но чаще всего они становятся огромной головной болью для команды яхты и особенно для капитана, на которых и сваливается наибольший груз ответственности.
Цена вопроса
Что касается цены, то особо тратиться не придётся — особенно, если мы говорим в масштабе суперяхт. Больше всего расплачиваться приходится за ошибку в документах. Невозможно переоценить важность правильно заполненной документации.
«Расплачиваться за ошибки в документах на вывоз животного можно долго. Это могут быть как косвенные издержки (например, новый маршрут или использование самолёта для вывоза животного из страны), так и просто штрафы за нарушение правил импорта».
Собака за бортом!
Не только бюрократия может испортить настроение. Есть и другие моменты, которые важно помнить. Например, лучше заранее позаботиться обо всех необходимых вакцинациях, которые позволят уберечь собаку от возможных болезней.
НЕ ПОМЕШАЕТ ЗАДУМАТЬСЯ И О САМОЙ ЯХТЕ. 60-МЕТРОВАЯ MADAME KATE ОТ AMELS — ХОРОШИЙ ПРИМЕР. ЕЁ ВЛАДЕЛЬЦЫ ВСЕГДА УДЕЛЯЛИ МНОГО ВНИМАНИЯ СВОИМ ПИТОМЦАМ, ЧТО СКАЗАЛОСЬ НА ИТОГОВОМ ДИЗАЙНЕ.
Например, проектант Тим Хейвуд (Tim Heywood) добавил дополнительные более низкие рейлинги на палубе и вокруг лестничного проёма. Двери снабдили сенсорами, которые не реагируют на собаку.
«Собаки маленькие, и нужно было позаботиться о том, чтобы не возникало риска того, что они свалятся за борт, — объясняет капитан Даниэль Сола (Daniel Sola), который общался с владельцами ещё в процессе строительства. — Также важно отгородить собак от технических зон вроде носовой части или мест, где работает экипаж. Для этого были созданы миниатюрные воротца, блокирующие им доступ в эти зоны».
Заранее нужно приобрести собачьи спасательные жилеты. Важно иметь план действий на случай штормовой погоды. Хорошо, если команда обучалась курсам первой помощи животным. Проще говоря, подходить к вопросу нужно максимально ответственно.
«Необходимо рассказать владельцам и экипажу о всех потенциальных рисках и способах их предотвращения», — рассказывает Шиван Брейд (Siobhan Brade), директор Superyacht Veterinary Service.
Морская болезнь у собак — правда или вымысел?
Правда. Но не все собаки подвержены морской болезни — те же Виктор, Кейт или Принцесса спокойно проводят по 120 дней на воде. А вот четырёхлетний ретривер Леви к их числу, увы, не относится.
«Леви был членом их семьи. Они не могли взять и оставить его, отправившись в годовое плавание по Тихому океану. Они понимали, что без них ему будет тяжело», — рассказывает экс-капитан The Big Blue Гарет Шеппард (Gareth Sheppard).
ЛЕВИ ПРОВЁЛ В ПЛАВАНИИ ОКОЛО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ, ЗА ВРЕМЯ КОТОРЫХ ПРЕВРАТИЛСЯ В ОДНУ ИЗ САМЫХ «БЫВАЛЫХ» СОБАК В МИРЕ.
Он проплыл 29632 км, проделав путь от Флориды до Панамы, Маркизских островов, Французской Полинезии, Самоа и Новой Зеландии. Но до конца путешествия не дотянул: его депортировали обратно в США из-за просроченной вакцинации против бешенства.
Но возвращение домой в данном случае могло быть и к лучшему.
«За время плавания нас несколько раз хорошо покачало. Леви был на борту, а семья путешествовала самолётом. Ему стало плохо от сильной тряски, и он жутко скучал по своим владельцам. Он не пил, еле передвигался по паркету, который становился очень скользким, и с трудом поднимался по ступенькам. Ближе к концу он и вовсе отказывался спускаться по лестнице, из-за чего экипажу приходилось носить его на руках, чтобы бы он смог сходить в туалет. Когда мы прибыли, его еле доставили на сушу», — рассказал капитан Шеппард.
Эта история является отличной иллюстрацией слов Брейд, которая уверена, что не каждое животное может приспособиться к морской жизни:
«Очень важно понять, подходит ли собаке такая жизнь. Почти всегда ответ на этот вопрос — утвердительный, но в редких случаях собака отказывается адаптироваться, и тогда нужно думать прежде всего о здоровье животного».
Нельзя забывать и о естественных трудностях, свойственных такому образу жизни. Это, как считает капитан Шеппард, ключевой фактор:
«Мне кажется, что собакам лучше всего выходить в море ненадолго и вместе с хозяевами. Но не стоит оставлять животное на попечение экипажа, занимаясь чем-то другим. Это только увеличивает риск того, что команда не справится со своими обязательствами. Негуманно заставлять питомцев совершать длинные путешествия, за время которых те с трудом передвигаются, не могут бегать или скучают по владельцам».
Именно по этой причине Кейт и Принцесса только время от времени отправляются в плавания.
«Мы не берём на борт гостей и собак, если есть риск сильного ветра. Поэтому у нас не было никаких проблем. Собаки же проводят много времени на борту и уже ко всему привыкли», — объясняет капитан Сола.
Счастливая собака — счастливый экипаж
В то же время известно, что счастливая собака — залог счастливого экипажа. Проводились исследования, которые подтвердили, что животные (и особенно собаки) оказывают положительный эффект на уровень счастья человека.
ЧЕТВЕРОНОГИЕ КОМПАНЬОНЫ СНИЖАЮТ АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ И УРОВЕНЬ СТРЕССА.
«Собака в плавании оказывает сильное влияние на уровень этичности. На всех лодках, которые мне известны, экипаж пребывает в восторге от того факта, что с ними есть собака. Разве что возникают шутливые споры относительно того, в чьей каюте будет спать пёс, — вспоминает Брейд. — Недавно один капитан рассказал мне историю о девушке, члене экипажа, которой стало плохо. Собака скреблась о её дверь до тех пор, пока её не впустили. Она забралась к ней и не двигалась с места, пока человеку не полегчало. Капитан отметил, что его подчинённая не могла словами описать, насколько легче ей стало в присутствии животного».
Пудель Виктор с Invictus оказывает такой же эффект.
«Наличие собаки положительно сказывается на общем этическом уровне. Все только рады такой компании, — говорит капитан Invictus Мауро Барлетта. — Пес успокаивает в тяжёлые моменты и делает стрессовый день более терпимым. С ним команда расслабляется. Создается впечатление, что их жизнь не такая уж и странная. И всё это благодаря таким тривиальным вещам, как банальная возможность выгулять пса».
Даже Леви, который доставил немало хлопот экипажу The Big Blue, заслуживает только тёплых слов.
«Команда любила Леви, — подтверждает капитан Шеппард. — Он был важным членом нашего экипажа, вылизывал всех желающих, его присутствие положительно сказывалось на боевом духе. Девочки даже не злились на него после того, как вскоре после мытья он начал линять».
Сложная логистика
Никто не спорит с тем, что положительный эффект очевиден. Но наличие животного на борту требует сложных действий и даже помощи специалистов.
«Всё дело в долгосрочных планах относительно передвижения животного, — объясняет капитан Энди Смит (Andy Smith), который при поддержке компании Superyacht Veterinary Service постоянно заботится о небольшой собачке владельца яхты. — Ветеринарный опыт Шиван Брейд очень полезен в том смысле, что она может использовать его для лоббирования изменений в устаревших правилах перевозки животных. Если ей удастся убедить законодателей модернизировать эти правила, все останутся в выигрыше».
Последний круиз капитана Смита с собакой был запланирован ещё за 12 месяцев.
«Нужно было удостовериться, что документация собаки актуальна и что есть все разрешения».
Если хозяин животного хочет, но не может взять с собой питомца по бюрократической причине или просто из-за недостатка знаний, это значит, что его подвела вся индустрия. И Брейд — страстная «собачница», которая сделала своей целью изменить слишком жёсткие и мудрёные правила, — это понимает.
«Если вы можете взять с собой питомца, то что вас останавливает? Собаки только добавляют позитива. С ними и комфортнее, и уютнее, что очень важно в долгом плавании. С питомцами даже такие обыденные вещи, как прогулка или трапеза, превращаются во что-то экстраординарное. Представьте, какой эффект они окажут на яхте! Каждая мелочь станет чуточку лучше только потому что вы делите её со своим любимцем».